Модератором выступила глава ОФ "Инсан-Лейлек", Гульнара Дербишева.
Исследование было проведено Международной Сетью юристов по трудовому праву (ILAW) с целью изучения принципов прав трудящихся в платформенной экономике, со стороны Кыргызстана выступила независимый социолог Бермет Садырбаева.
«Задачами нашего проекта стало проведение комплексного исследования платформ и оценка потребностей гиг-работников в Кыргызстане, а также проведение обширного анализа законодательных мер по платформенной работе в странах и разработка практических рекомендаций по улучшению прав гиг-работников», - отметила Б. Садырбаева.
В Кыргызстане основными компонентами цифровой экономики являются: потребление/электронная торговля; инвестиции на развитие; государственное управление; экспортно-импортная деятельность. Наибольшую долю составляет потребление как форма виртуальной коммерции.
Среди лидеров цифровых платформ особо выделяются транснациональные Yandex Go, 2GIS, Lalafo и Glovo.
На сегодня по Кыргызстану функционирует свыше 70 служб такси. Доля Яндекс Go на рынке составляет 70%, подключены около 5 тыс. водителей.
Всего было проведено 200 телефонных интервью (CATI), дополненные экспертными комментариями и 5 глубинных интервью с водителями в сложной ситуации.
Как показал анализ по отношению к водителям отсутствуют требования по поводу минимального количества отработанных часов, однако приложение устанавливает максимальный порог. Так, во избежание ДТП водитель не может работать более 14 часов. Но 47% водителей работают более 8ми часов в день в среднем.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются водители – это конфликты с пассажирами (23%), которые могут привести к травмоопасным ситуациям и также к неправомерному увольнению водителя. Они оказываются в незащищенной ситуации не обладая правами, которые обеспечиваются Трудовым Кодексом и Законом КР об Охране труда. При этом не имеют прав на обеспечение медицинской и автомобильной страховкой, пенсионным обеспечением и др. социальными благами, в связи с чем находятся в наиболее уязвимом положении в сравнении с обычными работниками.
К сожалению, деятельность таких онлайн-платформ, как Yandex Go, Glovo и др. законодательно не урегулирована в Кыргызстане. В связи с этим, невозможно доказать характер трудовых отношений в деятельности служб такси, служб доставки и т.д., и невозможно обязать эти компании платить налоги и социальные выплаты.
Тем не менее, как отмечается в одном из пунктов выводов исследования, водители довольны своей работой и рады иметь подобную возможность заработка, несмотря на то что данная сфера достаточно травматична и не имея трудовых отношений, эти работники лишены гарантий по охране труда.
На мероприятии так же была представлена информация о международных подходах к платформенной экономике, с которой участников ознакомила (посредством зум-платфоры) Тамар Габисони - национальный координатор (Европа, Центральная Азия) Международной Сети юристов по трудовому праву (ILAW).
Кроме того, на встрече прошла презентация деятельности «Профсоюза Мигрантов», которую представил его председатель - Эшанкулов Жамалидин. Он рассказал об успешных кейсах по защите трудовых прав членов профсоюза, которые работают курьерами в различных компаниях по доставке в г Москва (помощь в вопросах выплаты зарплаты и предоставления отпуска, в отмене незаконных штрафов, в получении спец одежды и спец оборудования и др. вопросов).