Актуально

47% водителей в среднем работают более 8-ми часов в день

Трудовые права
Такие данные приводятся в исследовании «Платформенная экономика в Кыргызстане. Анализ работы водителей такси» (на примере «Яндекс.Такси»), презентация которого состоялась 28 сентября в Бишкеке. Проведение мероприятия инициировал Центр Солидарности в КР.
Модератором выступила глава ОФ "Инсан-Лейлек", Гульнара Дербишева.

Исследование было проведено Международной Сетью юристов по трудовому праву (ILAW) с целью изучения принципов прав трудящихся в платформенной экономике, со стороны Кыргызстана выступила независимый социолог Бермет Садырбаева.

«Задачами нашего проекта стало проведение комплексного исследования платформ и оценка потребностей гиг-работников в Кыргызстане, а также проведение обширного анализа законодательных мер по платформенной работе в странах и разработка практических рекомендаций по улучшению прав гиг-работников», - отметила Б. Садырбаева.

В Кыргызстане основными компонентами цифровой экономики являются: потребление/электронная торговля; инвестиции на развитие; государственное управление; экспортно-импортная деятельность. Наибольшую долю составляет потребление как форма виртуальной коммерции.

Среди лидеров цифровых платформ особо выделяются транснациональные Yandex Go, 2GIS, Lalafo и Glovo.
На сегодня по Кыргызстану функционирует свыше 70 служб такси. Доля Яндекс Go на рынке составляет 70%, подключены около 5 тыс. водителей.

Всего было проведено 200 телефонных интервью (CATI), дополненные экспертными комментариями и 5 глубинных интервью с водителями в сложной ситуации.

Как показал анализ по отношению к водителям отсутствуют требования по поводу минимального количества отработанных часов, однако приложение устанавливает максимальный порог. Так, во избежание ДТП водитель не может работать более 14 часов. Но 47% водителей работают более 8ми часов в день в среднем.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются водители – это конфликты с пассажирами (23%), которые могут привести к травмоопасным ситуациям и также к неправомерному увольнению водителя. Они оказываются в незащищенной ситуации не обладая правами, которые обеспечиваются Трудовым Кодексом и Законом КР об Охране труда. При этом не имеют прав на обеспечение медицинской и автомобильной страховкой, пенсионным обеспечением и др. социальными благами, в связи с чем находятся в наиболее уязвимом положении в сравнении с обычными работниками.


К сожалению, деятельность таких онлайн-платформ, как Yandex Go, Glovo и др. законодательно не урегулирована в Кыргызстане. В связи с этим, невозможно доказать характер трудовых отношений в деятельности служб такси, служб доставки и т.д., и невозможно обязать эти компании платить налоги и социальные выплаты.

Тем не менее, как отмечается в одном из пунктов выводов исследования, водители довольны своей работой и рады иметь подобную возможность заработка, несмотря на то что данная сфера достаточно травматична и не имея трудовых отношений, эти работники лишены гарантий по охране труда.

На мероприятии так же была представлена информация о международных подходах к платформенной экономике, с которой участников ознакомила (посредством зум-платфоры) Тамар Габисони - национальный координатор (Европа, Центральная Азия)  Международной Сети юристов по трудовому праву (ILAW). 

Кроме того, на встрече прошла презентация деятельности «Профсоюза Мигрантов», которую представил его председатель - Эшанкулов Жамалидин. Он рассказал об успешных кейсах по защите трудовых прав членов профсоюза, которые работают курьерами в различных компаниях по доставке в г Москва (помощь в вопросах выплаты зарплаты и предоставления отпуска, в отмене незаконных штрафов, в получении спец одежды и спец оборудования и др. вопросов).

Made on
Tilda