Трудовые права людей с инвалидностью

Особенности регулирования труда людей с инвалидностью

Правовое положение Конституция Кыргызской Республики, введена в действие Законом Кыргызской Республики от 5 мая 2021 года, в части 1 статьи 1 предусматривает, что Кыргызская Республика - суверенное, демократическое, правовое, светское, унитарное, социальное государство. Социальность государства проявляется в том, что в статье 19 изложено:
1. Государство заботится о благосостоянии народа и его социальной защите.
2. Кыргызская Республика обеспечивает поддержку социально незащищенных категорий граждан, охрану труда и здоровья.
3. Кыргызская Республика развивает систему социальных служб, медицинского обслуживания, обеспечивает гарантии государственных пенсий, пособий и иные гарантии социальной защиты.
Статья 24 предусматривает, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике. Однако, несмотря на данную норму для претворения в жизнь положений статьи 9 еще нужно много сделать в стране.

Не являются дискриминацией специальные меры, установленные законом и направленные на обеспечение равных возможностей для различных социальных групп в соответствии с международными обязательствами. В настоящее время, в Кыргызстане на практике довольно часто нарушается указанная норма в части лиц с инвалидностью. Инвалидность зачастую служит причиной для дискриминации. Однако официальной причиной всегда называется другое обстоятельство.

Часть 1 статьи 42 закрепляет, что каждый имеет право на свободу труда, распоряжаться своими способностями к труду, на выбор профессии и рода занятий, охрану и условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, а также право на получение оплаты труда, не ниже установленного законом прожиточного минимума. Реализация данной нормы также на практике сталкивается со множеством проблем. В качестве основного нормативного правового акта, определяющего государственную политику в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, в нашей стране выступает Закон Кыргызской Республики «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 3 апреля 2008 года №38. Данный Закон не только пришел на смену прежнему Закону Кыргызской Республики «О социальной защите инвалидов в Республике Кыргызстан», принятому в 1991 году и который фактически не работал, но и стал результатом продолжительной и совместной работы гражданского и государственного сектора. В его разработке приняли непосредственное участие лица, на защиту прав которых он направлен, т.е. лица с ограниченными возможностями здоровья и их организации.

Целью Закона стало обеспечение лицам с ограниченными возможностями здоровья равных со всеми другими гражданами Кыргызской Республики возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, политической и культурной жизни общества. Основополагающим положением Закона стало исключение термина «инвалид» и введение понятия «лицо с ограниченными возможностями здоровья», т.е. «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности, и вызывающее необходимость его социальной защиты и реабилитации». Слово «инвалид» (от лат. invalidus) в различных словарях дословно переводится как «слабый, немощный, непригодный, не представляющий ценности, ущербный» и означает лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность, человека, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных или психических отклонений.

Данный термин и его значение, безусловно, накладывают негативный отпечаток на общественное сознание и восприятие лиц с ограниченными возможностями здоровья в обществе. В нашем государстве, как и в остальных государствах на постсоветском пространстве, прочно укрепился термин «инвалид», который используется повсеместно не только в быту, в общении, но и в официальных документах, в средствах массовой информации. В настоящее время, во многих странах мира при обозначении лиц с ограниченными возможностями здоровья широко используются термины «ограничение жизнедеятельности», «нарушения», «активность», «участие в жизни общества», наиболее корректными считаются термины «человек, активность которого ограничена», «ограниченный в возможностях», «человек с нарушением или нарушениями структуры и/или функции организма», «человек, чье участие в жизни общества ограничено».

Еще в 1975 году Декларация о правах инвалидов провозгласила, что «инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства и должны быть защищены от любых видов регламентации и обращения, носящих дискриминационный, оскорбительный или унижающий характер». В этой связи, исключение термина «инвалид» из нашего законодательства было первым шагом на пути изменения общественного сознания и искоренения унизительных шаблонов. 81 Наряду с этим, закон раскрывает понятие инвалидность, инвалидность - социально-юридический статус, устанавливаемый уполномоченным государственным органом в установленном законом порядке, предполагающий наличие у лица стойких физических, психических или умственных нарушений. В зависимости от степени расстройств устанавливают I, II и III группы инвалидности.

Дети до 18 лет включаются в категорию «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»; Помимо этого, Закон регламентирует основные права и свободы лиц с ограниченными возможностями здоровья, гарантированные Конституцией Кыргызской Республики, а также предусматривает специальные меры, направленные на обеспечение равных возможностей для лиц с инвалидностью.

В частности, Закон определяет:
• социальные права и гарантии;
• политические права и гарантии;
• право на охрану здоровья и медико-санитарную помощь;
• право на охрану труда и гарантии трудовой деятельности;
• право на культурно-образовательную интеграцию в общество;
• право на доступ к объектам инфраструктуры;
• право на реабилитацию.

Вкратце останавливаясь на нормах вышеназванного Закона, хотелось бы отметить следующее. Одним из основополагающих принципов государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, был определен принцип обеспечения равных возможностей не только в сравнении с другими гражданами, но и среди лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Даже в своем кругу лица с инвалидностью имеют различные права в зависимости от таких факторов как место жительства, категория, группа инвалидности. Данное различие возможно обоснованно степенью тяжести ограничений здоровья, но не должно зависеть от территориального признака. Помощь и защита должна быть обеспечена всем лицам с инвалидностью, нуждающимся в них. 82 При определении права на труд лица с инвалидностью важную роль играет наличие формулировки в справке МСЭК нетрудоспособный или трудоспособный.

Лица с инвалидностью 1-2 групп были всегда с формулировкой нетрудоспособный. Несмотря на нормы Трудового кодекса и другие нормативные правовые акты в сфере трудовых прав, лица с инвалидностью 1-2 групп не допускались к труду, кроме специализированных предприятий или единичных случаев. Помимо этого, индивидуальная программа реабилитации не была полной и развернутой, как правило, она отражала только медицинские показатели. Ситуация изменилась после принятия постановления Правительства КР от 24 октября 2016года № 560 «Об утверждении государственной базовой программы реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» и принятия соответствующих подзаконных актов.

С января 2017 года после освидетельствования лицам с инвалидностью, кроме справки МСЭК, выдается развернутая индивидуальная программа реабилитации с учетом трудовых прав. В соответствии с законом КР «О содействии занятости населения» целевой группой государственной службы занятости являются исключительно трудоспособные граждане. По этой причине лиц с инвалидностью 1-2 групп ранее не ставили на учет в качестве безработных.



Made on
Tilda