Актуально

Общественный транспорт, или Как в Бишкеке водители бунтовали

Общество СМИ
Неделя запомнится пассажирам общественного транспорта отсутствием на дорогах троллейбусов. Водители массово начали писать заявления об увольнении. По их словам, им мало платят. Сегодня они получают 20 — 28 тысяч сомов.

Мало платят

Не успокоило их и обещание руководства Бишкекского троллейбусного управления повысить заработную плату почти в два раза — до 50 тысяч сомов (до вычета всех выплат). Но водители считают, что и этого мало.

Они требуют, чтобы им платили 60 тысяч. Однако, как отмечает руководство БТУ, это невозможно, так как у перевозчика нет таких денег.

Катализатором протестов послужило решение столичных властей с 20 августа полностью перейти на безналичную оплату за проезд. При таком раскладе у водителей не будет возможности шабашить, оставляя себе вырученное сверх установленного плана, а, значит, сидеть они будут на голом окладе. Но интересно, что водители внедрением проекта «Тулпар» открыто не возмущаются. Даже наоборот, говорят, что это облегчит их работу, так как не придется отвлекаться на прием и сдачу денег. Единственное, они не хотят продавать проездные карты: «Мы водители, а не продавцы», — заявляют они.

Директор Бишкекского троллейбусного управления Талантбек Капаров сообщил, что всего в штате предприятия 770 сотрудников, 270 из которых — водители, и зарплату повышают только им.

Он добавил, что БТУ будет набирать других водителей. По его мнению, 50 тысяч — это высокая зарплата. Тем более что в 2024 году планируют пересмотреть зарплаты, и, возможно, ее еще повысят.

В тот же день пресс-служба мэрии распространила объявление о наборе водителей на зарплату в 50 тысяч сомов.

Но найдутся ли желающие? Муниципальные транспортные предприятия регулярно публикуют объявления о вакансиях, но пока решить вопрос не могут.

Еще месяц назад в БТУ подтвердили, что в вечернее время троллейбусов на линии остается меньше, и объяснили это острой нехваткой водительского состава.

«По государственному балансу учета рабочего времени водители должны работать в будние дни по 7 часов, в субботу — по 5 часов. Поэтому зачастую водители перерабатывают, либо вторая смена остается «открытой», — рассказали в управлении.

Не лучше ситуация и в Бишкекском пассажирском автотранспортном предприятии. Месяц назад в департаменте транспорта мэрии приводили такие цифры: в БПАТП работает 375 водителей на 150 автобусах. Для привлечения новых повышают заработную плату с сентября — с 30 тысяч до 50 тысяч сомов.

Отказ от налички

Где предприятия возьмут столько денег на повышение? Вряд ли мэрия пойдет на непопулярный шаг — повышение тарифов. В департаменте транспорта отмечают, что после внедрения электронного билетирования должны повыситься доходы муниципальных перевозчиков, так как сегодня проблема «черной налички», или неофициальных денежных операций, остается актуальной.

«Электронное билетирование позволяет операторам транспорта более точно отслеживать и контролировать поток денег. Это снижает вероятность сокрытия доходов или неправомерных финансовых операций. Кроме того, система позволяет собирать и анализировать данные о поездках и доходах. Это может помочь операторам быстрее выявлять несоответствия и аномалии в финансовой деятельности, а также получать компенсации за перевозку льготных категорий в точном количестве», — сообщили в департаменте.

Но не откажется ли муниципалитет от внедрения системы на фоне протестов водителей? Прошлые попытки чиновников отказаться от наличной оплаты успехом не увенчались.

Так, мэрия планировала полностью внедрить электронное билетирование с 1 июля 2022 года, но 30 июня мэр Эмилбек Абдыкадыров сообщил, что это будет сделано после того, как в столицу прибудет новый транспорт. Кроме того, в муниципалитете сообщили, что многие горожане не успели приобрести карты «Тулпар» до планируемого старта безналичной оплаты за проезд. Были против такой системы и водители — многие отказывались принимать безнал, когда мэрия пыталась в первый раз запустить проект в марте 2020-го.

Ложка меда

В этом году автопарк БПАТП пополнится новыми автобусами. Первая партия из 50 штук уже пересекла границу с Китаем и движется в сторону Бишкека.

В мэрии обещают, что новые автобусы выйдут на линию до 15 сентября.

«По согласованному графику с компанией Zhong Tong Bus поставка 450 пассажирских автобусов ожидается до конца 2023 года, остальные 500 прибудут в 1 квартале 2024-го», — сообщили в мэрии.

В муниципалитете добавили, что ранее подписан контракт на поставку 1 тысячи пассажирских автобусов на газомоторном двигателе.

Кроме того, в этом году должны быть поставлены автобусы, закупленные в рамках проекта ЕБРР. По данным департамента транспорта мэрии, 18 августа 2022 года подписан контракт с компанией Xiamen Golden Dragon Bus на поставку 124 автобусов длиной 10 метров. По условиям контракта начало поставки товаров определяется от даты предоплаты. 13 февраля 2023-го в качестве аванса оплачено 10 процентов.

Первые 20 автобусов по графику должны прибыть через 24 недели, еще 60 — через 32 недели, оставшиеся 44 — через 38 недель после оплаты аванса.
Made on
Tilda