Процедура приема на работу сотрудника с инвалидностью аналогична той, что применяется при трудоустройстве кандидатов без инвалидности. Трудовое законодательство в Кыргызстане основано на положении, что наличие инвалидности не препятствует выполнению обычных трудовых функций. Более того, кандидат с инвалидностью не обязан сообщать об особенностях своего здоровья при трудоустройстве.
Однако несмотря на то, что ограничений при приеме на работу в законодательстве нет, существует ряд нюансов, которые следует учесть. Главное, что должен сделать HR, когда принимает на работу сотрудника с инвалидностью, проверить, не противопоказана ли ему данная работа по состоянию здоровья. Дело в том, существует три степени ограничения трудоспособности у людей с инвалидностью:
1️⃣— сотрудник может выполнять все трудовые функции и работать в обычном режиме при условии снижения интенсивности, тяжести или объема выполняемой работы;
2️⃣ — для сотрудника должны быть созданы специальные условия труда. В работе он использует вспомогательные технические средства, которые облегчают выполнение задач;
3️⃣ — сотрудник может выполнять работу только с помощью других лиц в специально созданных условиях.
В остальном правила приема на работу людей с инвалидностью и остальных граждан не различаются. Документы, которые должны представить кандидаты при трудоустройстве, также одинаковы для всех: копия паспорта; трудовая книжка; документ, подтверждающий квалификацию и профессиональное образование (диплом, свидетельство и т.д.).
Как провести собеседование с человеком с инвалидностью при приёме на работу
На собеседовании HR может предложить соискателю заполнить анкету. Какие вопросы она будет содержать, определяет сам рекрутер. Форму анкеты законодательство не регламентирует. Единственное требование — вопросы не должны быть провоцирующими или оскорбительными.
Если анкета содержит вопросы о личных фактах или состоянии здоровья, будьте готовы доказать, что ответы на эти вопросы не стали основанием для отказа в трудоустройстве.
Однако эксперты по работе с персоналом не рекомендуют напрямую спрашивать кандидата о состоянии здоровья, даже если ваша компания готова оплатить санаторно-курортное лечение сотруднику с инвалидностью. Вы можете задать наводящий вопрос. Например: «Нуждаетесь ли вы в особых условиях труда по состоянию здоровья»?
Какие документы подтверждают статус сотрудника с инвалидностью при трудоустройстве
Иногда визуально установить, является соискатель человеком с инвалидностью или нет, не удается. Узнать об этом можно только с помощью специальных документов при приеме на работу сотрудника с инвалидностью. Как мы уже писали выше, соискатель имеет право не предоставлять таких документов, поскольку их нет в обязательном перечне документов, необходимых при приеме на работу.
В этом случае компания не обязана предлагать сотруднику особые условия труда и льготы, предусмотренные для людей с инвалидностью. Если кандидат утверждает, что имеет инвалидность, эту информацию нужно подтвердить следующими документами: справкой медико-социальной экспертизы (МСЭК).
Квотирование рабочих мест для людей с инвалидностью
Компании, где численность сотрудников превышает 20 человек, обязаны соблюдать квоту для приема на работу людей с инвалидностью. Размер квоты составляет 5 % от численности работающих сотрудников.
Вывод
Процедура приема на работу сотрудника с инвалидностью аналогична той, что применяется при трудоустройстве кандидатов без инвалидности. Главное, что должен сделать HR, когда принимает на работу сотрудника с инвалидностью, проверить, не противопоказана ли ему данная работа по состоянию здоровья. Инвалидность кандидата должна быть подтверждена следующими документами: справкой медико-социальной экспертизы (МСЭК).