Модели инвалидности
Как мы воспринимаем инвалидность
Подходы к инвалидности: Введение
Существует множество различных способов определения и понимания инвалидности. Со временем эти подходы стали известны как модели инвалидности. Сообщества, профсоюзы и организации гражданского общества (ОГО) в разных странах могут воспринимать инвалидность в соответствии с одной или несколькими из этих моделей — в зависимости от степени осведомлённости и контекста. Часто деятельность Центра солидарности и его партнёров включает в себя помощь профсоюзам и широкой общественности в переосмыслении собственных представлений об инвалидности, изменении устоявшихся предположений и практик.

Как мы воспринимаем инвалидность

Вред                                    
На иллюстрации представлен спектр восприятия инвалидности, изображённый в виде трёх блоков. Слева (в зоне, обозначенной как «вред») находится красный блок с подписью «медицинская модель». В центре расположен синий блок с надписью «благотворительная модель». Справа, в области, подписанной как «свобода», находится зелёный блок с обозначением «социальная модель».

Медицинская модель
Согласно медицинской модели, инвалидность рассматривается как отклонение от нормы, связанное с телесными и/или психическими «нарушениями», требующими медицинского вмешательства. Основное внимание сосредоточено на исправлении человека любой ценой либо на том, чтобы сделать его «незаметно инвалидом». Медицинские специалисты при этом считаются главными экспертами (в противоположность идее, что сами люди с инвалидностью лучше знают собственные потребности и состояние). В крайних проявлениях данная модель может приводить к евгеническим идеям, предполагающим стремление к «генетическому совершенству» за счёт исключения инвалидности.
Пример: Найле было 12 лет, когда она частично потеряла слух. Врач настаивает на том, чтобы родители обеспечили ее слуховым аппаратом, чтобы, как он говорит, «вам всем не пришлось учить жестовый язык». Родители Найлы воспринимают аппарат как средство «излечить» дочь от глухоты.

Благотворительная модель

Благотворительная модель предполагает, что люди с инвалидностью заслуживают сочувствия, нуждаются в помощи и не могут самостоятельно выражать свои желания и потребности. Такая модель воспринимает людей с инвалидностью как обременительных, зависимых от благотворительности и милости окружающих.
Пример: Хавьера пользуется инвалидной коляской и самостоятельно поднимается по пандусу в кинотеатр. Неизвестный человек подходит сзади, говорит: «Мне так жаль тебя», и без её согласия начинает толкать её инвалидную коляску. Прощаясь, он говорит: «Держись!» — и уходит.

Социальная модель

Социальная модель рассматривает инвалидность не как индивидуальную проблему, а как результат барьеров, созданных обществом. К таким барьерам относятся недоступная среда, отсутствие необходимых приспособлений, а также системные социальные и институциональные ограничения. Распознавая и устраняя эти барьеры, можно достичь системных изменений, направленных на разработку инклюзивных политик и практик, которые обеспечивают полное участие людей с инвалидностью в жизни общества.
Пример: Адабайо — незрячий сотрудник, принят на работу в бухгалтерскую фирму. Его новый руководитель спрашивает, каким способом ему удобнее воспринимать информацию. Адабайо отвечает, что читает по Брайлю, но предпочитает использовать цифровой синтезатор речи. Работодатель приобретает программное обеспечение для синтеза речи и находит переводчика с Брайля на обычный текст на случай, если потребуется преобразование документов (как для Адабайо, так и для других сотрудников).

4.2 Дополнительные подходы к инвалидности
Как мы воспринимаем инвалидность

На диаграмме под заголовком «Как мы воспринимаем инвалидность» представлена шкала, отражающая спектр восприятия инвалидности — от «вреда» слева до «свобода» справа. Вдоль этой шкалы расположены восемь моделей: моральная модель, медицинская модель, экономическая (или денежная) модель, вдохновляющая модель, благотворительная модель, социальная модель, модель прав человека и модель разнообразия. Ниже приведено краткое описание каждой из них с примерами.

Моральная модель
Согласно этой модели, инвалидность воспринимается как моральное падение, следствие личной или семейной вины, недостатка веры, совершённых ошибок либо даже как наказание свыше. Эта модель глубоко укоренилась в религиозных и культурных представлениях и может приводить к стигматизации и социальной изоляции людей с инвалидностью и их семей.
Пример: Семья Мартина предпочитает, чтобы он не выходил из дома. Родители опасаются, что окружающие вновь начнут распространять слухи о матери Мартина, как это уже происходило после его рождения.

Модель прав человека
Данная модель утверждает, что люди с инвалидностью обладают неотъемлемыми правами и должны пользоваться равным уважением и включённостью. Они имеют право участвовать в принятии решений, касающихся их жизни, а также в правовых и институциональных механизмах, направленных на защиту их достоинства и субъектности.
Пример: Узнав, что ни один работник с инвалидностью не заполнил анкету профсоюза, представители организации обратились за консультацией к Самнангу — таксисту с инвалидностью. Он помог доработать анкету, предложив изменения в формулировках, структуре и оформлении.

Модель разнообразия
В рамках этой модели инвалидность рассматривается как естественная составляющая человеческого разнообразия, отличающаяся сложностью и динамичностью. Особенность этой модели — учёт пересечений инвалидности с другими социальными идентичностями (гендер, миграционный статус, родительство и т. д.).

Пример: Сара, Дави, Беатрис, Петра и Хинд познакомились на международном форуме по организации трудящихся в неформальной экономике. Трое из них живут не в тех странах, где родились. Один человек в группе идентифицирует себя как трансгендер (или как представитель «третьего пола», как это называется в другой культуре). Трое — родители. В переписке они регулярно делятся информацией о своём физическом состоянии — при этом не всегда ясно, кто из них идентифицирует себя как человек с инвалидностью (хотя некоторые точно идентифицируются). Тем не менее, группа сознательно придерживается практик доступности и выбирает такие платформы для общения, которые подходят всем участникам.

Экономическая (денежная) модель

Этот подход к пониманию инвалидности, особенно актуальный для международного трудового движения, впервые был предложен художницей, писательницей и активисткой за права людей с инвалидностью Мартой Рассел. Она назвала его «денежной моделью» инвалидности.
Рассел описала явление, хорошо известное многим людям с инвалидностью: общество оценивает ценность человека, исходя из его способности трудиться и участвовать в экономической деятельности. Даже если человек с инвалидностью не воспринимается как «продуктивный работник», корпорации всё равно находят способы извлечения прибыли из его тела или потребностей. Примеры включают содержание людей в коммерческих интернатах, продажу дорогостоящего оборудования, диагностики и лечения. Иногда такие же компании нанимают людей с инвалидностью — одновременно получая прибыль от их эксплуатации.
Распознавание проявлений денежной модели критически важно при реализации проектов, находящихся на пересечении тем трудовых прав и инвалидности. Подробнее — по ссылке (открывается в новой вкладке here(opens in a new tab) and here(opens in a new tab)


Вдохновляющая модель

Во вдохновляющей модели люди без инвалидности рассматривают людей с инвалидностью как источник мотивации для себя. Это основано на предположении, что инвалидность делает обычную жизнь невозможной, и что, следовательно, человек с инвалидностью, живущий повседневной жизнью, уже преодолевает серьёзные трудности. В результате от людей с инвалидностью ожидают меньше, чем от других, и чрезмерно восхищаются их выполнением обыденных задач, при этом игнорируя или ограничивая их потенциал к более значимым достижениям.
Пример: На фотографии изображён бегущий мужчина с протезами нижних конечностей. Рядом — девочка с врождёнными особенностями строения конечностей, также с протезами. На изображении надпись: «Единственная инвалидность в жизни — это плохое отношение».

4.3 Проверьте свои знания

Инструкция: Соотнесите каждую из перечисленных ниже моделей, в одну из двух категорий — «вредоносные модели» или «модели, согласующиеся с принципами равенства» (equity aligned models), в зависимости от их содержания.

  1. Модель разнообразия
  2. Модель прав человека
  3. Благотворительная модель
  4. Вдохновляющая модель
  5. Медицинская модель
  6. Социальная модель

Проанализируйте каждую из приведённых ниже ситуаций и выберите модель, которая наиболее точно соответствует представленному примеру поддержки людей с инвалидностью:

а. Правительство Кыргызской Республики предоставляет людям с инвалидностью скидки на оплату коммунальных услуг.

1. Благотворительная модель
2. Медицинская модель
3. Социальная модель

Правильный ответ: 1. Благотворительная модель (Несмотря на то, что это представляет собой важную форму поддержки, она основана на представлении, что все люди с инвалидностью нуждаются в помощи и не способны обеспечивать себя самостоятельно.)

b. В некоторых странах дети, рождённые с инвалидностью, направляются в учреждения для прохождения лечения, а не в общеобразовательные школы.

1. Модель прав человека
2. Вдохновляющая модель
3. Медицинская модель


Правильный ответ: 3. Медицинская модель (Такое сегрегирование основано на убеждении, что дети с инвалидностью нуждаются исключительно в медицинской помощи.)

с. В ряде стран Европейского союза законодательство требует обязательного наличия пандусов и/или лифтов в общественных зданиях.

1. Денежная\финансовая модель
2. Медицинская модель
3. Социальная модель


Правильный ответ: 3. Социальная модель (Этот пример демонстрирует повышение доступности общественной среды.)

d. Правительство Кувейта предоставляет людям с инвалидностью ежемесячное пособие, которое часто превышает возможный заработок на рынке труда.

1. Модель прав человека
2. Благотворительная модель
3. Модель разнообразия

Правильный ответ: 2. Благотворительная модель (Несмотря на возможную материальную выгоду, такой подход предполагает, что люди с инвалидностью не способны к труду и тем самым исключаются из общества.)

е. Женщина в супермаркете обращается к человеку на инвалидной коляски со словами: «Ого, вы сами делаете покупки!»

  1. Модель прав человека
  2. Благотворительная модель
  3. Вдохновляющая модель
Правильный ответ: 3. Вдохновляющая модель (Подразумевается, что человек с инвалидностью не должен быть способен выполнять обычные действия.)

f. Ученики с различными формами инвалидности обучаются в общеобразовательных школах в обычных классах. Учебные материалы представлены в разных форматах, чтобы обеспечить равный доступ для всех.

1. Модель прав человека
2. Денежная\финансовая модель
3. Вдохновляющая модель

Правильный ответ: 1. Модель прав человека (Образование — это право для всех. Ученики с инвалидностью не должны быть изолированы или принуждены к обучению в специальных учреждениях.)

Мы надеемся, что благодаря таким примерам, вы получили более глубокое понимание того, как различные модели инвалидности влияют на политику, восприятие и повседневные практики — и как мы можем способствовать равенству, инклюзии и уважению прав человека.

4.4 Идеи для проведения семинараПри представлении различных моделей инвалидности рекомендуется использовать примеры, соответствующие национальному контексту и социальной реальности участников тренинга. Это способствует более глубокому пониманию как положительных, так и потенциально вредоносных аспектов каждой из моделей.

Предложите участникам рассмотреть конкретные ситуации (сценарии) и выбрать модель, которая, по их мнению, наилучшим образом соответствует описанному примеру. Обсудите полученные ответы и обоснуйте выбор. Важно отметить, что в ряде случаев одна ситуация может отражать черты сразу нескольких моделей, и между ними могут наблюдаться пересечения.
Попросите участников привести дополнительные примеры проявления различных моделей инвалидности, с которыми они сталкивались в своей жизни, профессиональной практике или наблюдали в обществе.

Организуйте дискуссию, в рамках которой участники определят, какие модели инвалидности наиболее распространены в их стране и в конкретных сферах — например, на рабочем месте, в системе образования, в профсоюзной практике или в общественной жизни. Обсудите, как преобладание той или иной модели влияет на степень инклюзии людей с инвалидностью в трудовые отношения, общественные процессы и деятельность профсоюзов.

  • Также рекомендуется предложить участникам определить, каким образом их профсоюз может перейти к использованию моделей, ориентированных на принципы равенства и инклюзии — в частности, социальной модели, модели прав человека и модели разнообразия.

© Все права защищены и принадлежат исключительно Центру Солидарности. Использование материалов для публичного использования или перепечатывания только с письменного согласия Центра Солидарности.

Made on
Tilda