В Центре Солидарности активно ведутся дискуссии по поводу выбора языка, поскольку язык обладает мощной символической силой — он отражает убеждения и ценности, а значит, оказывает влияние на нашу работу.
В настоящее время в языке употребляются два основных подхода к обозначению инвалидности:
- Подход «человек на первом месте» (person-first) — акцент делает на личности, отделяя человека от инвалидности, с целью преодоления негативных ассоциаций и стигмы. Этот подход часто преподаётся как предпочтительный, и некоторые люди с инвалидностью сознательно выбирают его, исходя из своей личной позиции по отношению к инвалидности.
- Пример: «Я работник с инвалидностью».
- Подход «идентичность на первом месте» (identity-first) — наоборот, подчёркивает идентичность человека как человека с инвалидностью, рассматривая её как естественную часть человеческого разнообразия. Этот подход стремится бросить вызов стигматизирующим установкам, акцентируя внимание на различиях в функционировании тел и сознания, а также на барьерах, создаваемых недоступными или угнетающими системами и структурами.
- Пример: «Я инвалид-работник» / «Я работник - инвалид».
Многие организации, связывающие права лиц с инвалидностью с повесткой социальной справедливости, сегодня переходят к использованию подхода «идентичность на первом месте». В то же время в ряде регионов, где работает Центр Солидарности, сохраняется предпочтение к подходу «человек на первом месте».
Рекомендация:Сотрудникам и офисам Центра Солидарности рекомендуется выстраивать партнёрские отношения с организациями людей с инвалидностью (ОПИ) в соответствующих регионах и уточнять, какие языковые формулировки являются предпочтительными среди местных сообществ (при этом осознавая, что предпочтения могут различаться как внутри одной организации, так и в пределах одной страны).
2.2 Что следует и не следует делать при употреблении терминов, связанных с инвалидностьюЦентр Солидарности настоятельно рекомендует при упоминании инвалидности называть её прямо. Мы используем слово
«инвалидность» и избегаем устаревших эвфемизмов, таких как
«особые потребности»,
«физически или психически ограниченные»,
«по-другому способные»,
«альтернативно одарённые» и т.п.
Существует множество качественных ресурсов, посвящённых языку, выражающему уважение к людям с инвалидностью и их опыту. Один из полезных источников —
Disability Language Style Guide (Руководство по стилю языка об инвалидности), опубликованное Национальным центром по вопросам инвалидности и журналистики (National Center on Disability and Journalism).
Рекомендации по использованию языка (Do)- Старайтесь применять принципы инклюзивности и доступности во всех аспектах своей деятельности — это будет полезно для всех, и позволит избежать изолированного подхода к людям с инвалидностью.
- Используйте язык, который усиливает и поддерживает достоинство личности.
- Прислушивайтесь к голосам людей с инвалидностью — именно они наиболее компетентны в вопросах языка и самоназвания. Уважайте те формулировки, которые они используют. Если вы не уверены — лучше спросить.
- Помните, что инвалидность — это межсекторная категория. Учитывайте разнообразие точек зрения, особенно тех, кто имеет перекрёстные (интерсекциональные) идентичности.
- Активно противодействуйте дискриминации по признаку инвалидности во всех её проявлениях.
- Подвергайте сомнению собственные предположения и стереотипы.
Чего следует избегать (Don't)- Не ставьте под сомнение инвалидность человека, включая ситуации, когда он делится или не делится этой информацией.
- Не используйте эвфемизмы.
- Не предполагайте, что вы знаете, что нужно человеку с инвалидностью.
- Не говорите от имени человека с инвалидностью, если он сам не попросил вас об этом.
- Не задавайте навязчивые вопросы о здоровье или возможностях человека.
- Не ожидайте, что человек с инвалидностью будет обязан обучать вас инклюзивности.
- Не представляйте людей с инвалидностью как «вдохновляющие примеры» только на основании факта их инвалидности — например, не акцентируйте внимание на том, что кто-то «чего-то добился, несмотря на инвалидность», или на том, как кто-то «помог» человеку с инвалидностью.
- Не предполагайте, что жизнь людей с инвалидностью менее разнообразна, полноценна или интересна, чем жизнь других людей.
- Не представляйте людей с инвалидностью как пассивных получателей помощи (в сообществе, профсоюзе и т.п.).
Избегайте | Альтернативные формулировки |
Способный, нормальный человек | Человек без инвалидности |
Инвалид, калека, немощный | Люди, человек, лицо с инвалидностью |
Места для инвалидов (парковки, уборные и т.д.) | Доступный |
Страдает от инвалидности | Имеет инвалидность |
Прикованный к инвалидному креслу | Пользователь коляски |
Обсуждение и переосмысление терминологииПредлагаем включить в рабочие сессии следующие элементы:
- При работе с профсоюзами или партнёрами Центра Солидарности предложите участникам определить термины, которые часто используются в их сообществе, и обсудить, где возможны улучшения.
- Поощряйте ролевые игры или другие интерактивные методы для практики корректного предложения альтернативной терминологии (в индивидуальном диалоге, на тренингах и т.д.).
- Попросите участников дополнить таблицу «Чего следует избегать / альтернативные формулировки» и использовать её в будущих обсуждениях и обучениях.
- Сопоставьте с определением инвалидности, приведённым в этом модуле, и разделами о языке и моделях инвалидности. Попросите участников рассказать, как инвалидность обычно определяется в их сообществах. Соберите разные определения. Затем спросите: как они относятся к этим формулировкам? Есть ли способы говорить об инвалидности, не трактуя её как «нарушение» или «дефицит»?
- Задайте вопрос: как мы можем расширять понимание инвалидности как эволюционного и контекстуального явления (в духе Конвенции ООН о правах инвалидов)?
- Попросите участников поделиться идеями о том, как действовать, когда государственные органы или работодатели пытаются определить, «достаточно ли человек инвалид», чтобы получить пособие, адаптацию и т.п. Отметьте: цель — не поддерживать пороговую модель, предполагающую, что кто-то «недостаточно инвалид».
- Посмотрите рекомендованное видео и обсудите понятие «красота и целостность инвалидности».